Высококачественный ламповый усилитель своими руками


Высококачественный ламповый усилитель своими руками

Высококачественный ламповый усилитель своими руками

Высококачественный ламповый усилитель своими руками


 


Высококачественный ламповый усилитель

Цифровые способы воспроизведения звука постоянно развивались и совершенствовались, но проблема создания высококачественных усилителей мощности всё ещё оставалась. И в поисках путей ее решения многие конструкторы обратили своё внимание на ламповые усилители. Причину такого их поведения можно понять, если вспомнить, что эти усилители при относительно более умеренных, чем  транзисторные,  технических характеристиках имеют более широкий динамический диапазон и обеспечивают, с точки зрения ценителей высокой верности звуковоспроизведения, более чистое, естественное и прозрачное звучание.

И понятно желание многих иметь такой высококачественный ламповый усилитель. Хотя такие усилители производят многие известные фирмы, цены у них заоблачные, и приобрести  ламповый усилитель далеко не каждому по карману. Однако выход есть — изготовить усилитель самостоятельно.

Высококачественный ламповый усилитель, описание которого предлагается вашему вниманию, и который вполне по силам изготовить радиолюбителю средней квалификации,   может удовлетворить потребности самых взыскательных ценителей естественного звука. Из двух идентичных усилителей можно построить полный стереофонический усилитель.  Он может работать  от любого (в том числе и от высокоомного) источника звуковых сигналов, обеспечивающего выходное напряжение не менее 0,25В. Отличительная особенность усилителя — использование высокосимметричных каскадов предварительного усиления и применение перекрестных ООС, стабилизирующих  режимы работы и параметры УМЗЧ. При сравнительно простом схемном решении, усилитель обладает неплохими техническими характеристиками.

Принципиальная электрическая схема одного канала усилителя приведена на рис. 1 и на рис. 2.


Основные технические характеристики:
Номинальное входное напряжение, В . . .0,25
Входное сопротивление, МОм . . .1
Номинальная (максимальная) выходная мощность Вт . . .18 (25)
Номинальный диапазон воспроизводимых частот, Гц . . .20...20 000
Коэффициент гармоник при выходной мощности 1 Вт % . . .0,05
Относительный уровень шума (невзвешенное значение), дБ, не более . . .— 85
Диапазон регулировки тембра, дБ . . .— 15...+15


Предварительный усилитель

Рис.1 Предварительный усилитель


shema2

Рис. 2  Оконечный каскад усилителя

Входной сигнал через регулятор стереобаланса R1 и тонкомпенсированный регулятор громкости на элементах С1, С2, СЗ, R2—R4 поступает на вход первого каскада УМЗЧ, собранного на малошумящем пентоде 6Ж32П (VL1). В этом каскаде можно использовать и триод 6С62Н с лучшими шумовыми характеристиками (рис. 2). Важно только, чтобы коэффициент усилении этого каскада по напряжению был более 50, что даст возможность скомпенсировать ослабление сигнала на краях воспроизводимого диапазона частот вносимое регулятором тембра.
Включенная в катодную цепь лампы VL1 цепочка R.7С5 обеспечивает автоматическое смещение, а резистор Rб определяет местную ООС по току. Напряжение, снимаемое с анодной нагрузки этой лампы, подводится к пассивным регуляторам тембра высших (R11, R14, R15, С8, С12) и низших (R12, R13, R17, R18,С9,С10) звуковых частот, собранным по классической схеме. Каскад фазоинвертора выполнен на лампах VL2 и VLЗ. Он формирует парафазные симметричные сигналы даже при существенном разбросе параметров элементов УМЗЧ. К построению этого каскада следует подойти с особым вниманием, поскольку в значительной степени именно он определяет уровень нелинейных искажений усилителя.
Лампы VL2.1 и VL2.2 включены по схеме катодных повторителей. Напряжения с их нагрузочных резисторов поступают на управляющие сетки ламл VL3.1 и VLЗ.2 другого плеча и на катоды этих же ламп того же плеча усилителя. Все следующие за фазоинвертором выполнены по двухтактной схеме. Это относится к предоконечному и оконечному каскадам, первый из которых собран на триодах VL4.1 и VL4.2 лампы VL4, а второй — на выходных пентодах VL5 и VL6.

Фазоинверсный и предоконечный каскады охвачены перекрёстной ООС, которая компенсирует влияние емкости монтажа и улучшает фазовые соотношения инверсных сигналов на высших звуковых частотах. Цепи этой связи образованы конденсаторами С13—С16. Помимо перекрестной ООС, усилитель охватывают три основные цепи обратной связи. Напряжение первой из них снимается со вторичной обмотки выходного трансформатора Т1 и через цепь R34, С17 подается на вход (управляющую сетку лампы VL2.2) фазоинвертора,напряжение второй снимается с анодных нагрузок ламп оконечного каскада VL5, VL6 и через цепи R28С26 и R35С25 подаётся на катоды триодов предоконечного каскада VL4.1 и VL4.2. И наконец третья цепь ООС охватывает только оконечный каскад по экранирующим сеткам.


Несколько слов о назначении отдельных элементов УМЗЧ. В цепи R32С19 формируется напряжение, определяющее рабочую точку ламп VL4.1 и VL4.2. Цепь С18R37 улучшает фазовые соотношения сигналов при максимальной их амплитуде. Резисторы R34 и  R19 определяют глубину общей ООС. Резистором R42 устанавливают одинаковые постоянные составляющие анодных токов ламп VL5 и VL6, чтобы исключить подмагничиванне магнитопровода выходного трансформатора и снизить нелинейные искажения. Отводы от вторичной обмотки служат для подключения нагрузки с электрическим сопротивлением 16 и 8 Ом, а также для подбора оптимальной ООС. К усилителю рекомендуется подключать акустические системы, имеющие электрическое сопротивление 16 Ом и обеспечивающие большее звуковое давление.

УМЗЧ смонтирован на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита размером 180х90 мм и толщиной 1,5 мм (рис 3). Для монтажа использованы постоянные резисторы МЛТ, переменные СЗ-З0в-В (R1, R2, R13, R15), СЗ-З0а (R22) и С5-5 (R42); конденсаторы К50-12 (С19—С22, С27—С29), К73-5 (С23—С26), КТ (С13— С16) и КМ (остальные).

Печатная плата усилителя

Рис. 3 Печатная плата усилителя

Выходной трансформатор выполнен на броневом ленточном магнитопроводе ШЛ25X40 (толщина ленты 0,1 мм). Можно использовать и Ш-образный магнитопровод из пластин Ш25 и толщиной набора 40 мм. Обмотки 1—2 и 13—14 содержат по 50, а 6—7—8—9 — 15+15+15 витков провода ПЭВ-2 1,0, обмотки 5—4—3 и 10—11—12 состоят из 600+800 витков провода ПЭВ-2 0,2.

При намотке выходного трансформатора необходимо обеспечить строгую симметрию половин его первичной обмотки, разделив каркас на две одинаковые части перегородкой, параллельной боковым щёчкам. Перед налаживанием УМЗЧ необходимо тщательно проверить правильность монтажа и надежность паек. Затем, включив питание, измерить напряжения в цепях накала всех ламп (они должны находиться в пределах 6,3...б,б В), на их электродах и на конденсаторах С20—С22 и С28, С29 (допустимое их отклонение от указанных на принципиальной схеме не должно превышать 5 %).

Далее, установив регуляторы тембра в среднее положение, а регулятор уровня  сигнала в положение максимальной громкости, подать на вход усилителя синусоидальный сигнал частотой 1 кГц и уровнем Uэфф=0,1 В. Затем, о поочередно подключая осциллограф к управляющим сеткам ламп VL5 и VL6, нужно проконтролировать форму положительной и отрицательной полуволн сигнала при плавном увеличении напряжения на входе усилителя (до насыщения). Закончив эту операцию, подстроенным резистором R22 нужно добиться полной симметрии и равенства амплитуд контролируемых сигналов на сетках выходных ламп с точностью до 0,05 В.

После этого, подключив ко вторичной обмотке трансформатора Т1 эквивалент нагрузки в виде постоянного резистора  сопротивлением 16 Ом и  мощностью  20 Вт установив на входе усилителя напряжение 0,25 В, следует проверить переменные напряжения на электродах всех ламп на соответствие указанным на принципиальной схеме.

Далее, контролируя напряжение на эквиваленте нагрузочного   сопротивления, по максимальному его значению опытным путем найти место вывода   вторичной обмотки трансформатора, к которому следует    подключить цепь ООС R34С17. Затем, измерив номинальное   (при входном сигнале Uэфф= 0,25 В) и максимальное (при едва заметном насыщении)  напряжения на эквиваленте нагрузочного сопротивления,   по известной формуле  определить номинальную    и максимальную мощности усилителя.

На принципиальной схеме показан вариант подключения нагрузки сопротивлением 16 Ом. Для работы усилителя с акустической системой сопротивлением 8 Ом при регулировке усилителя следует подключить к нему соответствующий эквивалент нагрузки и по изложенной выше методике подобрать новое место отвода вторичной обмотки выходного трансформатора.

Автор:  Неизвестно

Комментарии к статье:

  Добавил:  neznakomy zvuk naverno tranzistorny prohojdeniye okolo 12 detaley   Дата: 2017-07-16   Добавил:  александр Схема отличная. Шикарный звук.   Дата: 2017-06-17   Добавил:  Сергей Загляните на форум www.cxem.net там есть про этот усилитель тема.
Резистор R41 - 220 Ом действительно сильно нагревается.   Дата: 2017-03-10   Добавил:  Александр Здравствуйте! Может ли кто-нибудь (например Александр) представить схему оконечного каскада на 6с33с с параметрами трансформатора. Заранее Вас благодарю. Email:   Дата: 2016-11-29   Добавил:  Александр Виталий, по намотке трансформатора могу сказать только одно , у вас два пути , намотать как все , и получить перекос по секциям, или наматывать как описано в старой литературе для высококачественных усилителей с полным разделением секций , но очень кропотливым и долгим способом. Но тогда вы получите практически идеальный трансформатор по симетричности обмоток. Вот сылка , где я более подробно описывал процедуру намотки : http://radiokot.ru/forum/viewtopic.php?f=42&t=48837&start=160 Там есть и ссылка на сканы книги , с формулами по намотке .   Дата: 2016-05-27   Добавил:  виталй подкажите как правильно намотать выходной транс.   Дата: 2016-05-02   Добавил:  Александр После долгих экспериментов со своим усилителем , приведённым по ссылке ниже , больше всего понравился вариант когда в качестве V2 стоит 6Н1П , в качестве V3 6Н23П , а в качестве V4 6Н6П. Любые другие сочетания ламп значительно проигрывали сочетанию из этих ламп. Особенно передача сцены , как только меняешь на другое сочетание , сцена сразу становится плоской , пропадает глубина и инструменты начинают тонуть в общей музыкальной картине. Хотя при проведении объективных измерений при одинаковых мощностях частотные и гармонические искажения практически не меняются. Ещё заметил , что лампа 6П41С лучше всего даёт детальное и объёмное звучание при чисто тетродном включении или в слабом ультралинейном включении , когда вторая сетка подключается не к 40-60% от анодной обмотки , а 10-25% анодной обмотки . В триодном и в ультралинейном включении звук немного более мягкий , но пропадает объёмность звучания.   Дата: 2016-02-25   Добавил:  Александр Станислав, проверьте монтаж , и если вы установили резистор мощностью рассеивания как указанно в статье, то возможно усилитель возбудился, к стати не желательно его включать без нагрузки во время регулировки. Второй вариант , возможно у вас лампы с несколько другими характеристиками , сам имею десять ламп 6П41С с напряжением на первой сетки -55-57вольт при 40ма тока анода , хотя по всем справочникам указана величина напряжения на первой сетке при токе анода 40ма на уровне -41воль. Тогда вам надо измерить ток анода на каждой лампе и путём увеличения номинала резистора R41 выставить ток анода 40ма .   Дата: 2016-01-11   Добавил:  Александр Данную схему собирал первый раз лет десять назад,но без регуляторов тембра, с одной стороны довольно не плохо звучал , но всё-же не хватало прозрачности в верхах. Хотя по проведённым измерениям всё укладывалось в нормы. После детального исследования, вставил за место анодных резисторов генераторы тока на лампах 6Ж32П и установил блок питания с полностью стабилизированными напряжениями , как накала ,так и анодов выходных ламп, и усилитель запел , да так , что после него я забросил все свои другие фирменные и собственноручно собранные усилители. Конёк данного усилителя это акустическая музыка. Если бы вы слышали как звучит 16тон Армстронга с его проигрышами на трубе. Потом я переделал предварительный каскад на лампы 6Н23 и тоже остался очень доволен. Но во всём этом всё-же есть ложка дёгтя, это изготовление выходного трансформатора, но и её можно исправить правильно изготовив его . Выходной каскад я применял на 6П3, 6П6, 6П41, ГУ50 , 6С33 , и выходного напряжения предварительного каскада в 60 вольт хватало раскачать их без труда. Вообще предварительный каскад достоин отдельного обсуждения, а не огульного охаивания как везде происходит . Сейчас я опять занимаюсь этим усилителем , собрал его на заводских платах в различных вариантах ламп, если кому интересно да и , что-бы не быть голословным , вот ссылка на яндекс диск с фото печаток к нему: https://yadi.sk/d/WHMe_hJNmpjPu
Надеюсь , этим я не нарушаю правила .   Дата: 2016-01-11   Добавил:  Станислав Собирал по этой схеме. Статья кстати с этим усилителем публиковалась в журнале Радио номер 2 за 1990 год, автор Е. Сергиевский.
Заработал сразу. Настроил по быстрому на слух по наименьшим искажениям звука. Блок питания от телевизора на ТСА-270. Взял с него 370 вольт, как наиболее близкое к номинальному указанному на схеме. Так вот. Резистор смещения выходных ламп грелся свыше 100°С вплоть до выпаивания.
Какие будут соображения друзья?   Дата: 2016-01-03   Добавил:  симонов константин игоревич От отчаяния я наивно замахнулся на эту схему...уважаемые радиолюбители!мог бы кто-нибудь из вас опубликовать фото этой конструкции,дабы избежать напрасной траты материалов и времени с моей стороны   Дата: 2015-11-16   Добавил:  Саша Получается что приемлемый уровень гармоник только при мощности 1 Вт? Вобще то 2 штуки 6п41с ставят на выход наверное не для того чтобы получить неискаженную мощность 1 Вт.   Дата: 2015-11-16   Добавил:  dmitri stanislav r41 220om 5wt a ne 220k   Дата: 2015-11-01   Добавил:  Влад "Коэффициент гармоник при выходной мощности 1 Вт % . . .0,05"
Нахрена мне 1 вт, мне интересно уровень гармоник при максимальной мощности. Автор темнит и недоговаривает   Дата: 2015-02-07   Добавил:  евгений зачем так издеватся над ламповым усилителем   Дата: 2014-08-01   Добавил:  Салават Станислав:"Сделал всё по схеме и звучанием остался доволен. Но есть одно "но" - греется резистор R41 на 220 кОм" - не фантазируй,не работает он у тебя.   Дата: 2013-11-10   Добавил:  Сергей. В Радио Хобби №6, 2002г. Ламповый калейдоскоп. С.Симулкин, есть схема этого усилителя, но переделанного уже с лампами 6Н8С, 6Н9С, по 4штуки в каждом канале Г807. Для 6П41С выходной трансформатор я мотал на ШЛ25-40, ширина окна 25мм.   Дата: 2013-09-16   Добавил:  Сергей Усилитель этот я собирал, сейчас хочу его собрать по новому монтажу. Звук отличный.   Дата: 2013-09-16   Добавил:  Любим (есть такое имя) У меня оидин канал нормальный а второй страшно генерит (включен один выходной каскад) в районе мегагерца. Причем даже если лампу на ходу выдернуть одну любую все равно генерация есть, уже стопяцот раз все проверял и монтаж и детали и режимы - херня какая-то...   Дата: 2013-07-18   Добавил:  Андрей А кто пробовал ставить в выпрямитель 5Ц3С и хватает ли ее?
Спасибо!   Дата: 2013-01-27   Добавил:  Владимир Кто расскажет про трансформатор и блок питания к этому усилителю. мой адрес   Дата: 2013-01-07   Добавил:  Владимир Кто расскажет про трансформатор и блок питания к этому усилителю.   Дата: 2013-01-07   Добавил:  ефим а с r22 что делать?   Дата: 2012-11-27   Добавил:  Дмитрий При таком количестве радио деталий, усилитель просто по определению не может быть "хорошим"! Смотрите схемы усилителей г-н Ямамото.   Дата: 2012-11-01   Добавил:  Станислав Сделал всё по схеме и звучанием остался доволен. Но есть одно "но" - греется резистор R41 на 220 кОм который. Ладно бы просто грелся, а то температура поднимается почти до 150 градусов. Собирал без ошибок, так как сразу заработал после влючения. Есть один только грешок, в качестве блока питания используется готовый от лампового телевизора, конечно же там не оказалось 350 В и я использовал напряжения 410 В или что-то в районе этого, а если подавать меньше, то пропадает весь смысл усилителя.
Сталкивался ещё кто с такой проблемой или подскажите в каклм направлении искать причину.   Дата: 2012-08-15   Добавил:  Олег Константину,тр-р осм1-0,16,160вт.Можно и на 0,1 намотать(я может и ошибаюсь, но выходной тр-р выбирают из расчета 1-10,на 1вт выходной мощности 10вт железа)Усилитель,себя оправдал,2 месяца в работе,пашет на s-90,(акустика совсем не для ламп!и причем 4ом), вообщем я очень доволен.Буду собирать теперь подходящую акустику.
если кому интересно вот ссылки на то что получилось http://narod.ru/disk/41277974001/%D0%B2%20%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B5.jpg.html ,http://narod.ru/disk/41278026001/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%20%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D1%83.jpg.html
http://narod.ru/disk/41278038001/%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0.JPG.html   Дата: 2012-02-19   Добавил:  oleg glupost   Дата: 2012-02-11   Добавил:  Станислав Дособирал один канал этого усилителя и звук даже без предложенных настроек вполне себя оправдует. Вобщем усилок стоящий и легко повторяем за счёт того, что фазоинвертор у него, судя по описаню позволяет сделать симметричными полуволны сигнала при значительных рахбросах параметров используемых элементов, в частности радиоламп.   Дата: 2012-02-09   Добавил:  Константин Доброго времени суток! Не совсем понятно с железом трансформатора - есть шл25х40(это тан61 190Вт), но он просто огромный - для такого усилителя перебор, а есть шлм25х40 (это тпп283-289 90Вт). Олег, а что за трансформатор ОСМ-160? может быть ОСМ1-01, он как раз 25х40. Буду благодарен, если кто разъяснит   Дата: 2012-01-08   Добавил:  Олег собрал усилитель,как звучит,пока сказать не могу(надо еще переправить его с работы домой),а по осциллографу очень даже хорошо. входной каскад с темброком не делал.Настраивал на нагрузочных резисторах,выходная мощность до заявленной не дотягивает,10-12вт,дальше уже насыщение(при токе анодов 6п41-65ма),как выжать больше я не знаю,я не спец в ламповой технике.На том сечении железа, что в статье,намотать не реально.Если мотать как положено(с изоляцией каждого слоя),железо использовал от ОСМ-160,число витков из статьи.АЧХ усилителя линейная до 12 кгц дальше небольшой спад.Вообщем, сбылась моя мечта собрать этот ламповый усилитель,это моя вторая попытка первая была лет 15 закончилась неудачей (не удосужился качественно намотать выходной транс,был молодым хотелось побыстрей)а ведь именно от качества намотки все характеристики   Дата: 2011-12-14   Добавил:  Я знал радиолюбителя, который попробовал слепо скопировать старую оригинальную схему усилителя Marantz. Такой "маразм-антц" получился. Жуть. А данный ламповый усилитель действительно хорош, особенно если не использовать ресурсоотработанные лампы из старого бабушкиного телевизора.   Дата: 2011-08-05   Добавил:  Доброго всем времени суток!
Посоветуйте качественную и простую (на 1 лампе) схему RIAA-корректора для указанного преда.
Спасибо.   Дата: 2011-05-26   Добавил:  Собрал усилитель в четырех канальном варианте два фронт два тыл .Вместо 6н6п 6н1п вм 6п41с EL84 фронт 6п14п тыл .Выходные трансы от Днепр-11. Ниже 80 Гц работает усилитель на 4-х 6п3с-е общий для всех каналов .Центральный канал на двух 6п41с в триодном включении прд на6н6п по Манакову твз1-6 .Выиграша центрального канала над остальными четырьмя не заметил но мощи отдавал гораздо меньше ,перекрестные емкости в пикофарадах .VL2иVL3 6н23п ,эти лампы и6н1п нужно подбирать на идентичность двух триодов .Звук просто потрясающий Первый каскад с тембрами не применял. Входной кондер в сетке VL2 бутерброд КБГИ 0025мкф на 600 в К71-2 001мкф переходные на сетки выходных ламп тоже бутерброды К71-2 4700 пф и К78-2 0015мкф на1500в   Дата: 2011-05-08   Добавил:  усил полный отстой если надо схемка с описанием сбрасывайте на мыло дам   Дата: 2011-03-29   Добавил:  вот мыло извиняюсь моя доработка звук изумительный.   Дата: 2011-03-29   Добавил:  Очень правильный усилитель. Грамотно рассчитан, нет ненужных деталей, 6ж32п конечно же лучше заменить на 6с62н, что собственно и делал многие годы. Если поработать с выходным трансформатором, грамотно намотав его на правильном железе, раза в полтора больше что указал автор, усилителю цены не будет. А всякие "хуендщики" пусть возьмут советские справочники и попробуют правильно рассчитать похожую схему, я на них посмотрю, мастера слепить из одного триода, двух резисторов и кондёра девайс, подобрав детали вообще на слух, назвав ЭТО "хуендом". Кстати схема на VL2, VL3, VL4 замечательно себя показала совмесно с многими выходными каскадами, на EL34, 6п3с, 6р3с-1(ГУ-18-1, ГУ-19-1), КТ-66 И КТ-88.
Не знаю слова Для меня не существует слова Хай-Энд, Его предумали абсолютно безграмотные люди("золотой унитаз" - больше подходит). Существует стандарт HI-FI - DIN 45000, DIN 45500, IEC 60581, ГОСТ 24388-88   Дата: 2011-02-25   Добавил:  Авторэтой схемы, похоже, Сергиевский, журнал "Радио", 1990г. Собирал его, звучит не хайэндно, не на мой вкус :)   Дата: 2010-12-10

Добавить комментарий:

 

При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна

© 2006-2017


Источник: http://www.radiolamp.ru/shem1/pages/52/


Высококачественный ламповый усилитель своими руками

Высококачественный ламповый усилитель своими руками

Высококачественный ламповый усилитель своими руками

Высококачественный ламповый усилитель своими руками

Высококачественный ламповый усилитель своими руками

Высококачественный ламповый усилитель своими руками

Высококачественный ламповый усилитель своими руками

Высококачественный ламповый усилитель своими руками

Читать далее: